Литература. Алгоритмы


28.05.2015

План рецензии

(Веселова З. Т. Русский язык. Трудные случаи орфографии и пунктуации. Развитие речи. 10-11 классы: Метод.пособие. – СПб.: «Паритет», 2002.)

 

Школьная рецензия – это обоснованная оценка текста, выражение отношения читателя к тому, что написано.

1. Краткие библиографические данные о книге.

2. Смысл названия произведения.

3. Личные впечатления от прочитанного.

4. Особенности сюжета и композиции.

5. Актуальность проблематики.

6. Мастерство автора в изображении характеров героев.

7. Язык и стиль произведения.


03.05.2015

Классификация конфликтов

Диденко С.А., Диденко Л.В. Готовимся к экзамену по русскому языку и литературе:Пособие для подготовки к выпускному и вступительному экзамену. – Москва:ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003.

 

1. Социальные – столкновение интересов определённых общественных групп.

2. Нравственные – столкновение добрых, честных, справедливых людей с окружающим миром, в котором нарушаются этические правила.

3. Психологические – борьба противоречивых мыслей и чувств в душе отдельного человека.

4. Философские – спор об общих проблемах жизни.

5.Социально-исторические – столкновение основных сил, в данный период противоборствующих в истории.

6. Личные – борьба между личными желаниями и общественным долгом.

7. Конфликт между характером и обстоятельствами.

8. Конфликт характеров, то есть героев, принадлежащих к одной социальной среде, но разных по характеру.

9. Конфликт противоборствующих сторон одного характера.

10. Конфликт «отцов» и «детей» - спор представителей разных поколений.

11. Внутренний конфликт – не выходит за пределы души персонажа, но развивает действие, помогает писателю показать особенности того или иного персонажа, раскрыть его взгляды на окружающий мир.


21.04.2015

Целостный анализ лирических произведений

(Макарова С. А. Методические рекомендации к курсу «Русская литература 19 века» в школах и классах гуманитарного профиля. 9-10 классы. – М.: Московский Лицей, 2004.)

 

1. Вступление. Информация о времени создания; общественно-социальных, художественных и эстетических тенденциях эпохи; сведения о том, в какой период жизни и творчества поэта было написано данное стихотворение.

2. Основная часть.

2.1. Содержание.

Тема, мотивы, идея; сюжет/лирическая ситуация; система образов, их характеристика; лирический герой.

2.2. Форма.

Звуковая организация, лексико-морфологический состав, интонационно-синтаксическая структура текста, метро-ритмическая организация текста, композиция.

3. Заключение. Выводы о жанровой специфике (эпиграмма, послание, песня, романс, сонет, лирическое стихотворение, ода, сатира, элегия, идиллия и др.), о своеобразии авторского стиля, соотношении традиционных и новаторских элементов, а также о чертах того или иного творческого метода, литературного течения, направления в данном стихотворном произведении.


07.04.2015

Филологический анализ лирического стихотворения

(Филологический анализ лирического стихотворения: Учеб.пособие для студ.филолог. фак.высш.учеб.заведений. – М.:Издательский центр «Академия», 2004.)

1. Звуковой уровень текста.

2. Лексический уровень текста.

3. Грамматический уровень текста.

4. Композиционно-речевое единство текста (+ способы развития темы: в форме присоединительных перечислительных конструкций,в форме сравнения, в форме параллелизма, в форме периода).

5. Жанровый анализ текста.

6. «Направленческий» анализ лирического стихотворения.

Анализ

(Гаспаров М. Л. О русской поэзии: Анализы, интерпретации, характеристики. – СПб.: Азбука, 2001.)

***

1. Идейно-образный уровень. Идеи и эмоции. Образы и мотивы.

2. Стилистический уровень. Лексика (+ тропы). Синтаксис.

3. Звуковой уровень.

***

1. Смена расширений и сужений нашего поля зрения (во всех строфах).Образный ряд.

2. Проследить смену чувственного заполнения этого поля зрения (звук, свет, цвет, запах).

3. Проследить смену эмоционального насыщения этого пространства.

4. Синтаксический аккомпанемент.

5. Лексико-стилистический аккомпанемент.

6. Метрический аккомпанемент.

7. Фонический аккомпанемент.

Вывод: композиция слов и звуков дополняет композицию образов и эмоций. 


24.03.2015

План анализа стихотворения

 

I. 1. Автор. Название. Время создания.

   2. Какие чувства возникли при чтении.

II. Форма и содержание.

   1. Жанр (размышление, признание, зарисовка, портрет, воспоминание, исповедь…).

   2. Из скольких строф состоит стихотворение? Сколько строк в строфе?

   3. Тема каждой строфы (кратко); приём расположения строф (сопоставление, противопоставление; взаимо дополняют друг друга…).

   4. О чём или о ком говорится в 1 строфе? Пространство. Время. Какие образы показаны. Охарактеризуйте их. Как они создаются: лексика, тропы, фонетика. Как взаимодействуют между собой. Как автор к ним относится (через оценочные слова, эпитеты). Рифмовка (перекрёстная, смежная, кольцевая). Рифма (мужская-женская, точная-неточная). Стихотворный размер (ямб, хорей…).

   5.= 4.

III. Авторская идея. Отношение к прочитанному.

*При анализе главное – проследить, как от строки к строке развивается мысль поэта.


05.03.2015

Характеристика одного литературного персонажа

(Характеристика героя произведения – это рассказ о герое, о его образе жизни, поступках, особенностях мировоззрения и поведения, речи и так далее.)

План

I.Вступление.

II. Основная часть.

   1. Условия воспитания, формирования (предыстория).

   2. Основные черты характера (интеллектуальные, волевые, нравственные).

   3. Взгляды, убеждения, идеалы. (Биография, поэтика имени, портрет, речь, пейзаж, интерьер, деталь, авторская характеристика, сон героя, теория и так далее.)

   4. Слова, дела, поступки, взаимоотношения с окружающими.

   5. Отношение автора.

III. Заключение.

План

1. Место, занимаемое героем в произведении.

2. Общественное и семейное положение героя; обстановка, в которой он живёт.

3. Манера держаться, внешность, особенности костюма.

4. Особенности речи героя.

5. Поступки, особенности поведения, род занятий, влияние на окружающих.

6. Основные интересы, мировоззрение, идеалы.

7. Особенности мировосприятия героя, эмоциональный портрет.

8. Отношение героя к другим действующим лицам.

9. Отношение других действующих лиц к данному герою.

10. Отношение автора к герою и значение героя в раскрытии идей произведения.

План

1. Условия воспитания, формирования (предыстория).

2. Основные черты характера (интеллектуальные, волевые, нравственные).

3. Взгляды, убеждения, идеалы. (Биография, поэтика имени, портрет, речь, пейзаж, интерьер, деталь, авторская характеристика, сон героя, теория и т. д.)

4. Слова, дела, поступки, взаимоотношения с окружающими.

5. Отношение автора.

6. Оценка критики. 


25.02.2015

Сравнение двух литературных героев

(Веселова З. Т. Русский язык. Трудные случаи орфографии и пунктуации. Развитие речи. 10-11 классы: Метод.пособие. – СПб.: «Паритет», 2002.)

План

Сравнить – значит сопоставить, рассмотреть с какой-то общей точки зрения для того, чтобы найти черты сходства и различия. Наличие общей точки зрения – основание для сопоставления. Если её нет, то сравнение невозможно.

 

Первый вариант композиционной схемы.

1. Основание для сопоставления.

2. Сопоставление: а) черты сходства; б) черты различия.

3. Смысл сопоставления образов.

 

Второй вариант композиционной схемы.

1. Основание для сопоставления.

2. Линии сопоставления. (Выводы о сходстве и различиях по каждой из линий.)

3. Вывод о смысле сопоставления образов.

 

«Кутузов и Наполеон»

1. Основание для сопоставления – проблема великой личности в истории.

2. Линии сопоставления:

Портрет

1. Кутузов:

Дряхлый, физически немощный старик, но твёрдый духом и сильный умом.

2. Наполеон:

Человек в расцвете физических сил, но его внешность снижается такими деталями, как маленький рост, жирное тело и т.д.

Манера поведения

1. Кутузов:

Естественность во всём (спит во время военного совета, ест курицу во время сражения).

2. Наполеон:

Всё говорится и делается для истории (эпизод с портретом сына).

Отношение к солдатам

1. Кутузов:

Отеческая забота, стремление сохранить жизни солдат (смотр в Браунау).

2. Наполеон:

Солдаты – средство для достижения славы и власти (гибель польских уланов при переправе через Неман).

Цели деятельности

1. Кутузов:

Защита Отечества.

2. Наполеон:

Слава и власть.

Тактика ведения боя

1. Кутузов: поддерживает дух войска.

2. Наполеон: властными приказами пытается руководить сражением.

Отношение автора

1. Кутузов: «народный полководец», «спаситель отечества».

2. Наполеон: человек, у которого «помрачены ум и совесть».

 

3. Вывод: «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды».


05.02.2015

Целостный анализ эпических и драматических произведений

(Макарова С. А. Методические рекомендации к курсу «Русская литература 19 века» в школах и классах гуманитарного профиля. 9-10 классы. – М.: Московский Лицей, 2004.)

1. Вступление. Информация о времени создания; общественно-социальных особенностях, художественных и эстетических тенденциях эпохи; сведения о том, в какой период жизни и творчества автора и под впечатлением каких обстоятельств было написано данное произведение, существует ли разница между первоначальным замыслом и его творческим воплощением.

2. Основная часть.

2.1. Содержание.

Тема, проблемы (философские, нравственные, социальные, идейно-политические, национальные, религиозные, психологические и другие), идея, название произведения.

2.2. Форма.

Особенности повествования (от 1-го лица и др.); пространственно-временные границы; система персонажей; высказывания персонажей; сюжет; внесюжетные элементы (портрет, пейзаж, интерьер, пролог, предыстория, характеристика персонажей, психологический анализ, авторские отступления, вставные конструкции (сны, рассказы); эпилог); композиция.

3. Заключение. Выводы о жанровой специфике, соотношении традиционных и новаторских элементов, о своеобразии авторского стиля, о чертах того или иного творческого метода, литературного течения, направления в данном произведении (классицизма, сентиментализма, романтизма, реализма и др.).


27.01.2015

Сопоставительный анализ художественных произведений

(Макарова С. А. Методические рекомендации к курсу «Русская литература 19 века» в школах и классах гуманитарного профиля. 9-10 классы. – М.: Московский Лицей, 2004.)

1. Вступление. Информация о времени написания и истории создания стихотворений, общественно-исторических и художественно-эстетических тенденциях эпохи.

2. Основная часть.

2.1. Содержание. Сравнивается содержание поэтических произведений, их основные мотивы и идеи, выявляется общее и различное в лирических ситуациях, образных системах, характерах лирических героев стихотворений.

2.2. Форма. Сопоставление звуковой организации стихотворений, лексико-морфологического состава (соотношение частей речи, стилистическая окрашенность лексики, прямое и переносное значение слов (наличие тропов), содержательные функции всех лексико-морфологических средств; интонационно-синтаксической структуры; метро-ритмической организации; композиции (+ принципы взаимодействия строф).

3. Заключение. Выводы об общих и различных чертах стихотворений, их жанровой специфике, о своеобразии авторских стилей, соотнесённости поэтических произведений с тем или иным художественным направлением.


18.01.2015

Выразительное чтение

1. Прочитайте название произведения (фамилию автора и заголовок).

2. Прочитайте произведение. Определите жанр и тему, основную мысль (о чем или о ком в нем говорится).

3. Какие чувства вызывает у вас это произведение? Какое настроение оно создает? Определите, каким тоном и в каком темпе нужно читать.

4. Определите задачу чтения: какую мысль нужно передать слушателям, какие чувства выразить.

5. Перечитайте, делая паузы, выделяя важные слова логическими ударениями. Обращайте внимание на знаки препинания (запятые, точки, многоточия, вопросительные и восклицательные знаки).

6. Поупражняйтесь в чтении: прочитайте вслух несколько раз.

7. Прочитайте выразительно друзьям или родителям.


10.01.2015

Выучите наизусть

1. Прочитайте все произведение (стихотворение, загадку, песенку) или отрывок. Определите жанр, тему, основную мысль.

2. Выучите первые две строчки, потом еще две строчки. Повторите все строчки с начала. (Отрывок из прозаического произведения учите по предложениям.)

3. Работайте так, пока не выучите все произведение или отрывок.

4. Закройте книгу и прочитайте произведение наизусть. Если были допущены ошибки, перечитайте текст еще несколько раз.


10.01.2015

Читаем по ролям (коллективная работа)

1. Прочитайте название произведения (фамилию втора и заголовок).

2. Прочитайте диалог.

3. Обсудите с одноклассниками образы героев произведения. (Кто они? Какие? Как себя ведут? О чем и как они говорят?)

4. Распределите роли и поупражняйтесь в выразительном чтении.

5. Прочитайте произведение так, чтобы было понятно, кого из героев изображает каждый из вас.

6. Оцените свое чтение и чтение одноклассников.


02.01.2015

Перескажите кратко

1. Прочитайте название произведения (фамилию автора и заголовок).

2. Прочитайте произведение. Определите тему, главную мысль.

3. Разделите текст на смысловые части. Озаглавьте их.

4. Перечитайте каждую часть, отмечая ключевые предложения.

5. Перескажите, выделяя главное в каждой части.

6. Проверьте себя по книге: не упущены ли в пересказе важные детали, факты.


02.01.2015

Перескажите подробно

1. Прочитайте название произведения (фамилию автора и заголовок).

2. Прочитайте произведение. Определите тему, главную мысль.

3. Разделите текст на смысловые части. Составьте план.

4. Перескажите каждую часть отдельно: сначала первую, затем вторую и так далее.

5. Перечитайте и перескажите все произведение подробно (близко к тексту).

6. Проверьте себя по книге: не упущены ли в пересказе важные эпизоды, детали, факты.


15.12.2014

Расскажите о герое

1. Прочитайте произведение. Назовите имена героев.

2. Кто является главным героем? Кто второстепенным? О ком из них вы хотите рассказать?

3. Каким герой показан в произведении? Как он выглядит (возраст, одежда, цвет волос и т.п.)? Как он ведет себя? Какие поступки совершает? Как относится к другим героям?

4. Как автор относится к герою? Как говорит о нем? Как называет?

5. Выскажите свое отношение к герою и его поступкам.


15.12.2014

Работам с книгой

1. Выберите книгу, которую хотите прочитать.

2. Поработайте с книгой до чтения: рассмотрите оформление обложки, прочитайте фамилию автора и заголовок, рассмотрите титульный лист, прочитайте аннотацию, познакомьтесь с оглавлением (содержанием).

3. Прочитайте книгу. Рассмотрите иллюстрации.

4. Подумайте: о ком или о чем эта книга. Что понравилось? Что не понравилось?

5. Перечитайте эпизоды, которые понравились.

6. Поделитесь своим впечатлением о книге с друзьями, родителями или напишите отзыв.


15.12.2014

Работаем с произведением самостоятельно

1. Прочитайте название произведения (фамилию автора и заголовок).

2. Прочитайте произведение.

3. Определите жанр и тему, основную мысль произведения (о чем или о ком в нем говорится).

4. О каких героях, событиях рассказывает автор? Найдите в тексте ключевые слова и кульминационный эпизод (самый напряженный момент).

5. Если значение какого-либо слова или выражения было непонятно, обратитесь к словарю.

6. Разделите текст на смысловые части, составьте план.

7. Выскажите свое мнение о произведении. (Что нового вы узнали? О чем вы думали, читая произведение? Понравились ли вам герои? Было ли вам интересно читать?)


10. 12. 2014

Образец анализа эпизода

        В 1852 году И.С. Тургенев написал рассказ «Муму», в котором рассказывается о жизни крепостного человека Герасима, привезенного из деревни в Москву, а потом ушедшего обратно в деревню. Однако рассказ назван не «Герасим» или «Дворник», а «Муму». Значит, именно Муму и является главным героем этого произведения.

Впервые с Муму мы знакомимся в эпизоде, который можно назвать «Встреча Герасима с Муму». Этот эпизод находится в середине рассказа и соответствует такому элементу сюжета, как развитие действия.

Герасим – русский богатырь. Он сильный, добрый, степенный, обязательный, трудолюбивый. До того, как Герасим встретился с Муму, ему пришлось многое испытать. По приказу барыни он уезжает из родной деревни, оставляет привычный уклад жизни. В городе долго чувствует себя чужим и ненужным, одиноким, до тех пор, пока не влюбляется в прачку Татьяну. Дворецкий о Татьяне говорит так: «Безответная душа», то есть добрая, бескорыстная. Но барыня разлучает Герасима с Татьяной: выдаёт девушку замуж за пьяницу Капитона.

Через год Капитон окончательно спивается, и барыня его с женой удаляет от себя. Целый год Герасим хранил красный платок, купленный Татьяне еще до её замужества. И в день отъезда Татьяны по-христиански трижды целуется с ней и дарит ей красный платок. Это говорит о том, что Герасим умеет любить, прощать.

В этот трудный день Герасим и встречает Муму. Это был щенок трех недель от роду. Его кто-то бросил в реку, чтобы избавиться. Автор описывает Муму так: «Он [Герасим] нагнулся и увидел небольшого щенка, белого с черными пятнами, который, несмотря на все свои старания, никак не мог вылезть из воды, бился, скользил и дрожал всем своим мокреньким и худеньким телом». Щенок был таким же маленьким, беспомощным, «безответным», как Татьяна, и он встретился Герасиму именно тогда, когда из его жизни ушла Татьяна. Герасим просто не мог не взять щенка себе.

Это импульсивное внутреннее движение было безошибочным. Герасим остановил свой выбор на добром, бескорыстном существе, которого так не хватало его душе. Муму стала другом Герасиму.

Жизнь Герасима после встречи с Муму изменилась в лучшую сторону. Светлые души нашли друг друга, и какое-то время коварные, бездушные люди их не трогали.

Таким образом, роль этого эпизода велика. Он не только еще один элемент в развитии сюжета, но и важнейший смысловой центр текста. Автор заставляет нас задуматься о судьбе КРАСОТЫ в этом мире. О том, как, с одной стороны, её легко уничтожить, а с другой – невозможно, потому что эта божественная красота и составляет суть жизни.

                                                                                                          Зарубина О. В.


27.09.2014

План анализа эпизода

1.  Озаглавить эпизод.

2. Указать место эпизода в произведении (в начале, в конце, главный, незначительный, соответствует такому элементу сюжета, как экспозиция, завязка действия, развязка действия, кульминация, завершение действия, эпилог).

3.  Краткая характеристика персонажей и событий на момент начала действия эпизода.

4. Участие персонажей в изображённом событии (два, три момента в развитии действия).

5. Характеристика персонажей, их поведения и переживаний в момент кульминации и развязки.

6. Вывод о выявленных чертах характера, нравственных качествах, идеалах, жизненных целях персонажей.

7. «Сцепление» эпизода с другими эпизодами.

8. Языковые особенности эпизода.